СРОЧНАЯ магическая помощь! Акция! Обучение
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Руны » Колесо Трота » Календарь асатру. авт. Юрий Слеповронский.
Календарь асатру. авт. Юрий Слеповронский.
AngelInaДата: Вторник, 19.05.2015, 08:49 | Сообщение # 1
Подмастерье
Группа: Обучающиеся [+]
Сообщений: 1048
Награды: 2
Репутация: 18
Статус: Offline
Календарь асатру, представляющий собой восемь праздников годового круга, известен, наверное, каждому, кто знаком с этой религией. Но мало кто задавался вопросом о происхождении этого календаря. Насколько он аутентичен? Соответствует ли он тому календарю, который в действительности был у древнескандинавских язычников?
Для начала стоит отметить тот факт, что число праздников в современном календаре асатру один в один соответствует числу праздников в календаре современных друидов, а также в календаре неоязыческого движения виккан. В обоих случаях это 8 праздников: 2 солнцестояния, 2 равноденствия и 4 промежуточных праздника. Все они носят различные названия*.

Дата ---------------------Нео-друидизм --------------Викка----------------------- Асатру

31октября -------------Samhain---------------------- Samhain-------------------- Зимние Ночи
21, 22 декабря -------Alban Arthan---------------- Midwinter (Yule)---------- Йоль
1, 2 февраля---------- Imbolc------------------------- Imbolc---------------------- Дистинг (Дисаблот)
21, 22 марта---------- Alban Eilir-------------------- Ostara----------------------- Остара
1 мая-------------------- Beltaine---------------------- Beltaine--------------------- Вальбург
21, 22 июня----------- Alban Hefin------------------ Midsummer (Litha)-------- Мидсаммер
1, 2 августа------------ Lughnasadh------------------ Lammas/Lughnasadh---- Фрейфакси
21, 22 сентября----- Alban Elfed------------------- Mabon------------------------ Урожай

*таблица составлена по материалам статей «Wheel of the Year», «Wicca» и «Neo-Druidism» сайта Wikipedia, а также по материалам сайта Ragnar.ru (переводы статей из книги «Our Troth».
Интересный факт: календарь исландских асатруа включает всего 5 праздников (материал взят с сайта http://asatru.is):
Jólablót – Йоль.
Sigurblót или Sumarblót – первый день лета, первый четверг после 18 апреля.
Þingblót – посвящённый ежегодному собранию (тингу) в середине лета.
Veturnáttablót
Þorrablót – который имеет в большей степени культурное, а не религиозное значение.
Как же получилось, что праздники в календаре русскоязычных асатруа стали полностью соответствовать праздникам неоязыческих движений с асатру никак не связанных? И почему исландцы, которые были первыми, кто начал возрождать древнескандинавскую религию, отмечают иное количество праздников?
Ответ прост. Дело в том, что календарь русскоязычного асатру основан на статьях организации «The Troth», которые создавались под влиянием кельтского неоязычества и викки (достаточно вспомнить о том, что Фрейя Асвинн пришла в асатру именно из викки, о чём можно узнать, к примеру, из книги «Руны и мистерии северных народов», изданной в России). Бывшие виккане просто-напросто включили в календарь асатру те праздники, которые изначально относятся к иной традиции. Исландцы же основывались исключительно на собственных исторических источниках, не привнося ничего лишнего, поэтому число праздников у них совершенно иное.
Но каковы же эти источники?
Во-первых, это «Íslendingabók» (Книга об исландцах), в одной из глав которой прямо говорится о календаре:
«Тогда было так, что мудрейшие люди в стране насчитывали в двух полугодиях 364 дня, что составляет 52 недели, или 12 месяцев по 30 ночей и еще четыре дня сверх — но они заметили по движению солнца, что лето сдвигается назад к весне. Но никто не мог им сказать, что в двух полугодиях одним днем больше, чем в целых неделях, и это было причиной».
Далее говорится о реформе календаря, которая по мнению историков произошла около 955 г.
«…тогда предложил он на Скале Закона, чтобы каждое седьмое лето добавлялась дополнительная неделя, и посмотреть, что из этого получилось бы. Как и растолковал сон Освивр, тогда все люди очень одобрили это и по совету Торкеля Луны и других мудрых людей поскорее записали это в законы.
По правильному счету в каждому году 365 дней, если год не високосный, и на один больше в високосном; а по нашему счету 364 дня. Но по нашему счету к каждому седьмому году добавляется неделя, и получается, что семь лет одинаковой длины по обоим счетам. А если високосный год случается дважды между удлиненными годами, тогда следует увеличить шестой».
Во-вторых, это «Младшая Эдда», раздел «Язык поэзии»:
«От равноденствия идет осень до тех пор, пока солнце не зайдет на полпути до того места, где оно садится летом. Затем идет зима — до равноденствия, а затем весна — до летней смены жилья, затем лето — до равноденствия. Осенним зовется последний предзимний месяц, первый месяц зимы зовется «гор», затем идет морозный месяц, затем — бараний, затем — торри, затем — гои, затем — одиночный месяц, затем — кукушачий месяц и пора посева, затем — яйцеклад и выгон ягнят, затем — солнечный месяц и пора отгона скота на горные пастбища, затем — сенокос, затем — месяц жатвы».
Во-третьях, это «Сага об Олаве Святом», гл. 109, где коротко говорится о праздниках:

«— Сказать Вам по правде, во Внутреннем Трандхейме почти все еще остаются язычниками по вере, хотя некоторые там крещены. У них есть обычай приносить жертвы осенью (hafa blót á haust) и встречать так зиму, потом приносят жертвы в середине зимы (að miðjum vetri) и в третий раз летом (að sumri), тогда они встречают лето».

Там же, в гл. 117:

«Когда еще было язычество, он обычно устраивал три жертвенных пира (þrjú blót) в год: один — в начале зимы (að veturnóttum), другой — в середине зимы (að miðjum vetri) и третий — летом (að sumri). Когда он принял христианство, он продолжал так же, как раньше, давать пиры (veislur). Осенью (um haustið) он устраивал большой пир и приглашал друзей, зимой был пир на йоль (jólaboð um veturinn), и тогда он снова приглашал к себе много народу. Третий пир он устраивал на пасху (um páska), и тогда там тоже собиралось много народу».

Также представляет ценность информация из «Саги об Инглингах», гл. 8:

«В начале зимы (í móti vetri) надо было приносить жертвы (blóta) богам за урожайный год, в середине зимы (at miðjum vetri) — за весеннее прорастание, а летом (at sumri)— за победу (sigrblót)».

Из этих отрывков мы узнаём, что всего было 3 традиционных жертвоприношения в году: в начале зимы, в середине зимы и летом. Но здесь же мы сталкиваемся с определённой сложностью. Дело в том, что древнеисландский календарь состоял всего из двух времён года - зимы и лета (здесь и далее: информация о календаре взята из книги Аурни Бьёрнссона «High Days and Holidays in Iceland / Saga Daganna»). Поэтому понять в какое именно время проводился тот или иной праздник, становится несколько затруднительно.

Для начала рассмотрим тот праздник, который, согласно источникам, проходил «в начале зимы».

Первым месяцем зимы по тогдашнему календарю был gormánuður – «месяц забоя», названный так, видимо потому, что в это время забивалась та часть скота, которую не могли прокормить зимой. Длился этот месяц с середины октября до середины ноября.

Дополнительные данные об этом празднике мы снова получаем из «Саги об Олаве Святом», гл. 107:

«Осенью (haust) Олаву конунгу рассказали, что во Внутреннем Трандхейме бонды устраивали в начале зимы (að veturnóttum) пиры».

«В начале зимы» в данном случае можно перевести дословно как «зимние ночи» (veturnóttum). То же самое говорит и «Сага о Глуме Убийце» (Víga-Glúms saga), гл. 6:

«Þar var veisla búin að veturnóttum og gert dísablót...»
«Там был приготовлен пир (veisla) к зимним ночам и сделано жертвоприношение дисам...».

И «Сага об Эгиле сыне Скаллагрима» (Egils saga Skalla-Grímssonar), гл. 44:

«...ok hafði Bárðr þar búit veizlu móti honum, ok skyldi þar vera dísablót, ok var þar veizla in bezta ok drykkja mikil inni í stofunni».

«Бард приготовил для них пир (veizlu). Там должно было быть жертвоприношение дисам и шел пир горой».

В обоих примерах видим, что Дисаблот сопряжён со временем пира - вейцлы. Что есть вейцла? Это - аналог славянского полюдья. Время, когда конунг объезжал подчинённые ему земли, чтобы посетить пиры и собрать нечто вроде дани для прокорма своих людей. Начало этого времени совпадало с «зимними ночами» (что следует из первого примера). Например, в «Саге об Олаве святом» (Ólafs saga helga) в гл. 73 сказано:

«Послав Бьёрна на восток в Гаутланд, Олав конунг послал других своих людей в Упплёнд, чтобы они готовили там пиры для него. Он собирался ездить всю зиму по пирам по Упплёнду, так как раньше у конунгов существовал обычай каждую третью зиму ездить по пирам по Упплёнду».

Дословно (обращаем внимание на слова veislur, veislum):

«Þá er Ólafur konungur hafði sent þá Björn austur á Gautland þá sendi hann aðra menn til Upplanda með þeim erindum að boða veislur fyrir sér og ætlaði hann að fara þann vetur að veislum yfir Upplönd því að það hafði verið siður hinna fyrri konunga að fara að veislum hinn þriðja hvern vetur yfir Upplönd».

Снова видим, что речь идёт о зимнем периоде. А стало быть получается, что Дисаблот - это блот, совершаемый во время «зимних ночей», в начале зимы.

Далее остановимся на празднике «середины зимы».
Мы знаем, что древнеисландский календарь делился на два сезона по 6 месяцев в каждом. Согласно данному делению, «середина зимы» приходится на промежуток между месяцами mörsugur («поглощающий жир») и þorri («морозный, снежный»).
Первый длится с середины декабря до середины января. Второй - с середины января до середины февраля. Значит, праздник «середины зимы» выпадает примерно на 20-е числа января.
В современной Исландии в это время празднуется Торраблот (пятница между 19 и 25 января).

Относительно аутентичности Торраблота нет никаких сомнений. О нём говорится в «Саге о Форньоте и его роде» (гл. 1):

«Торри был славный конунг. Он правил Готландом, Кэнландом и Финнландом. Кэны поклонялись ему, чтобы он сделал снег, и было легко ездить на лыжах. От этого зависит их достаток. В середине зимы (at miðjum vetri) нужно было совершать жертвоприношение, и с тех пор этот месяц называется Торри».

...а также в "Открытии Норвегии":

«Он совершал жертвоприношения каждый год в середине зимы (at miðjum vetri), которые назывались Торраблот. Отсюда пошло название этого месяца».

Но тут мы сталкиваемся с другой трудностью.
В современном асатру праздником «середины зимы» считается Йоль, который празднуется на месяц раньше Торраблота, в день зимнего солнцестояния. И исторические источники, кажется, подтверждают совпадение Йоля и периода «середины зимы».
Например, та же «Сага об Олаве Святом» (гл. 108) даёт нам следующее свидетельство:

«Зимой конунгу рассказали, что многие жители Внутреннего Трандхейма собрались в Мэрине и совершают там жертвоприношения по случаю середины зимы, чтобы был мир и зима была хорошей. <…>
Они стали беседовать, и конунг обвинил бондов в том, что они совершали жертвоприношения по случаю середины зимы. Эльвир ответил, что бонды в этом невиновны, и добавил:
— У нас был йоль, и повсюду устраивались пиры».

Или в "Саге об Эйрике Рыжем" (гл. 7):

«Эйрик принял предложение, и на праздник середины зимы был устроен пир».

Здесь "праздник середины зимы" назван одним словом - jólaveizlu. Буквально "йольский пир".

Откуда же противоречие?
На самом деле никакого противоречия нет. Йоль - это действительно «середина зимы», но вот время его празднования было просто-напросто... изменено, о чём свидетельствует «Сага о Хаконе Добром» (гл. 13):

«Он сделал законом, что йоль должен был начинаться в то же время, что и христианское рождество. Каждый должен был тогда варить пиво из меры зерна под страхом денежного взыскания и праздновать, пока хватает пива. А раньше йоль начинался в ночь на середину зимы и продолжался три дня».

Вот и разгадка: изначально Йоль не имел никакого отношения к зимнему солнцестоянию, а праздновался как и положено "в середине зимы", в 20-х числах января. Но указом конунга Йоль был перенесён на время христианского рождества - 25-е декабря. И уже на основании этой даты современные асатруа связали Йоль с зимним солнцестоянием.
Что же до Торраблота, то изначально это, видимо, иное название Йоля, характерное для той местности, которая упомянута как владения легендарного конунга Торри: Готаланд (Готланд), Кэнланд (некая часть Швеции или Финляндии) и Финнланд (тогда - земли саамов).
Третий праздник проводился, согласно данным саг, летом. Но когда именно - это вопрос непростой, учитывая, что у древних скандинавов понятие «лета» было весьма растяжимым.
Я уже приводил отрывки из тех саг, где содержится упоминание о «празднике лета», но приведу их здесь ещё раз, чтобы читателям не пришлось бегать туда-сюда по статье.

Сага об Инглингах, гл. 8:

«В начале зимы надо было приносить жертвы богам за урожайный год, в середине зимы — за весеннее прорастание, а летом — за победу».

«Þá skyldi blóta í móti vetri til árs, en at miðjum vetri blóta til gróðrar, hit þriðja at sumri, þat var sigrblót»

Здесь буквальный перевод слов «þriðja at sumri, þat var sigrblót» таков: «третий - летом, это было победное жертвоприношение».

Другое упоминание «летнего праздника» есть в «Саге об Олаве Святом», гл. 109:

«— Сказать Вам по правде, во Внутреннем Трандхейме почти все еще остаются язычниками по вере, хотя некоторые там крещены. У них есть обычай приносить жертвы осенью и встречать так зиму, потом приносят жертвы в середине зимы и в третий раз летом, тогда они встречают лето».

«Það er yður satt að segja konungur ef eg skal segja sem er að inn um Þrándheim er nálega allt fólk alheiðið í átrúnaði þótt sumir menn séu þar skírðir. En það er siður þeirra að hafa blót á haust og fagna þá vetri, annað að miðjum vetri en hið þriðja að sumri, þá fagna þeir sumri».

Оттуда же, гл. 117:

«Но дома в своих владениях Сигурд жил не в меньшей роскоши. Когда еще было язычество, он обычно устраивал три жертвенных пира в год: один — в начале зимы, другой — в середине зимы и третий — летом».

«...en heima í búnaði þá var Sigurður í engan stað minni rausnarmaður. Hann var því vanur meðan heiðni var að hafa þrjú blót hvern vetur, eitt að veturnóttum, annað að miðjum vetri, þriðja að sumri».

Из приведённых отрывков можно понять, что праздник проводился не просто во время летнего периода, а знаменовал собой встречу летнего сезона. Так, в «Саге об Олаве Святом» прямо указано, что жители Трандхейма «встречают лето» (þá fagna þeir sumri). Также косвенным указанием на это служит название праздника, приводимое в «Саге об Инглингах» - «победное жертвоприношение» (sigrblót). Мы знаем, что летний сезон был для древних скандинавов не только временем начала сельскохозяйственных работ, но и временем, когда викинги отправлялись в торговые и военные походы: в начале летнего сезона таял лёд, становилось возможным судоходство. Поэтому «победное жертвоприношение» правильнее понимать как жертвоприношение, которое должно было обеспечить победу в военных походах.

Что до конкретной даты праздника, то это, видимо, начало месяца harpa по древнеисландскому календарю - середина апреля. И это совпадает с тем, о чём я уже упоминал: исландцы до сих пор отмечают в качестве национального праздника Первый день лета (sumardagurinn fyrsti), который приходится на первый четверг после 18-го апреля.
Таким образом можно сделать вывод, что изначально в календаре асатруа было 3 главных праздника:
Дисаблот – в период «зимних ночей», примерно в середине октября,
Йоль – в середине зимнего периода, 20-е числа января. Он же, видимо, носил локальное название Торраблот.
Сигблот – в начале летнего периода, в 20-х числах апреля.
В середине лета, видимо, проводили дополнительный праздник, который связан с Альтингом – общим собранием. По древнеисландскому календарю получается, что это 20-е числа июля.
Также можно сделать вывод о том, что до знакомства с христианскими календарями, древние скандинавы не имели представления о днях солнцестояния и равноденствия, и никак не учитывали их в своём календаре. Это также является косвенным указанием на то, что изначально для подсчёта месяцев древние скандинавы могли использовать лунный цикл. Возможно, что даже некоторые из праздников были связаны с определёнными лунными фазами. Дополнительным аргументом в пользу этой версии является тот факт, что в древнеисландском (как и во многих германских языках) слово «месяц» (mánuðr) происходит от того же корня, что и слово «луна» (ср. дисл. máni – «Мани», бог луны; англ. moon – «луна»). Впрочем, это уже тема для другого исследования и другой статьи.
 
Mila_DyakonuДата: Вторник, 19.05.2015, 11:31 | Сообщение # 2
Подмастерье
Группа: Проверенные
Сообщений: 431
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Ангелина!Материал мне понравился.
 
SayaДата: Вторник, 19.05.2015, 12:23 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 4984
Награды: 0
Репутация: 43
Статус: Offline
Интересный анализ праздников Асатру и Викки и причин их схожести между собой.
 
Форум » Руны » Колесо Трота » Календарь асатру. авт. Юрий Слеповронский.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Вверх

ТОП пользователей



SayaНеспящаяAngelInaЗЕЛЯMila_DyakonuMulyaShelliyanaАльбиalinaКсенияmisyurevichAsherLere

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Вверх

Сделать бесплатный сайт с uCoz